Прогноз по рынку онлайн-образования в России — 2016-2021

Прогноз по рынку онлайн-образования в России — 2016-2021

Образование в России делится на общегосударственное и частное. Поскольку государственная система не определилась с внедрением онлайн-преподавания в свою структуру, этот вид пока входит в долю частного образовательного бизнеса.

На основе аналитических данных, опубликованных в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий» (East-West Digital News, Фонд общественного мнения (ФОМ), Russia Beyond The Headlines и Rusbase, digital-платформа VB Profiles, «Нетология Групп», ФРИИ, Высшая школа экономики, агентство Сomscore), ниже представлена динамика изменения образовательного рынка России с 2016 по 2021 год.

Рост финансирования образования

Средние цифры аналитических организаций по поводу динамики роста российского образования и его отдельных частей говорят о следующем: количество выделяемых денег на просвещение ежегодно растет в среднем на 2%. За период с 2016 по 2021 год общий объем рынка увеличится с 1,8 до 2 трлн руб. (на 12 %). Объем частного бизнеса увеличится с 351,7 до 385,4 млрд руб. (на 9,6%). Рост объема онлайн–образования составит с 20,7 до 53,3 млрд руб. (на 157%).

График долей общий

Как видно из приведенных цифр, по отношению к общему объему оборота денег, доля онлайн-преподавания имеет процент небольшой. Однако прирост финансирования его за этот период будет осуществляется намного интенсивнее.

Доля онлайн-обучения в секторах образования

В списке основных частей структуры образования России фигурируют 7 ведущих секторов. Приведенные ниже таблицы описывают динамику роста 4 из них, онлайн-обучение в которых имеет значительный удельный вес в теле финансирования.

Дополнительное школьное образование (поиск программ для детей и подростков)

В 2016 году доля сектора дополнительного школьного образования, которое на 100% состоит из частного бизнеса, составляла 130 млрд руб. от общего рынка образования. Доля онлайн-образования в этой группе — 3,6 млрд руб., или 2,7%. По прогнозам экспертов, к 2021 году доля присутствия в этом секторе онлайн-обучения вырастит на 4,1% и составит 10 млрд руб. (6,8% от общий доли рынка дополнительного школьного образования).
График долей дополнительного школьного образования

Высшее образование

Объем сектора высшего образования в 2016 г. был равен 386 млрд руб. от общего объема рынка образования в России. 34 млрд руб. приходилось на долю частного бизнеса, а на долю онлайн-образования — 6,8 млрд руб. К 2021 году ожидается рост онлайн-образования в секторе до 15 млрд. руб.
График долей сектора ВО

Дополнительное профессиональное образование (поиск специализированных программ обучения)

Доля сектора дополнительного профобразования в 2016 году — 105 млрд руб. от общего объема рынка образования, из которых 77 млрд руб. приходились на долю частного бизнеса. Доля онлайн-образования в этом секторе — 7 млрд руб. (6,7%). К 2021 году прогнозируется рост объема онлайн-обучения в секторе — до 11 млрд. руб. (10,9%).
График долей сектора

Языковое обучение (поиск курсов)

Доля сектора языкового обучения, состоящего на 100% из частного бизнеса — 31 млрд руб. Доля онлайн — 2,2 млрд руб. (7,7%). Прогнозируемый к 2021 году рост онлайн-образования в этом секторе — до 3,3 млрд руб., что составит 10,7% от общего объема сектора.
График доли ЯО

Как видно из соответствующих таблиц и диаграмм, доля онлайн-просвещения во всех секторах будет неуклонно расти, в то время как основная общая динамика изменяется незначительно.

Общее среднее образование

Следует обратить внимание на такую структуру, как общее среднее образование. На сегодняшний день, государством принят закон «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. В соответствии с этим законом, с учащимися и их родителями может составляться договор о реализации услуг как по основным, так и дополнительным программам обучения.

Такие договора могут заключать как школы, так и частные образовательные организации. Школа имеет право на заключение договора в том случае, если для этого министерство выделило финансирование под соответствующую программу. Учитывая бюрократическую инертность госструктур, можно сказать, что платное преподавание ляжет на плечи частных организаций.

Таким образом, несмотря на то, что в 2016 году онлайн-преподавание не имеет финансирования, в 2021 году планируется получить 10 млрд руб. Эта прогнозируемая цифра может измениться, если в соответствии с Законом, информация будет доведена до школьников и родителей, и размещена путем письменного объявления в школе.

Мировая практика показывает, что EdTech-рынок в России будет успешно развиваться. И хотя на фоне общего оборота образовательных программ он имеет незначительную долю, со временем онлайн-образование получит больший доступ к ученикам и абитуриентам.

Закрыть Меню