Польза, приносящая вред: Экологические последствия цифрового образования

Польза, приносящая вред: Экологические последствия цифрового образования

Австралийский профессор Нил Селвин* представляет интересный взгляд на то, как цифровые технологии воздействуют на нашу планету

Цифровые технологии в настоящее время являются важной частью образования. Даже самые маленькие школы заполнены цифровыми устройствами, дисплеями и проекторами. Все, что можно оцифровать, хранится в Интернете. Уроки транслируются в прямом эфире, учебные ресурсы можно загрузить в Интернете, а общение между студентами и преподавателями происходит через специализированные приложения и электронную почту. Школы поддерживают свои собственные серверы, размещают в масштабах всей школы сети Wi-Fi и запускают сложные системы управления и другие платформы. Таким образом, школьное образование сегодня зависит от значительного количества цифровых технологий.

Эта цифровая зависимость редко рассматривается как проблема. Любые недостатки обычно связаны с потенциальными рисками цифрового шума, киберпреследованием, нарушениями конфиденциальности данных и т. д. Эти вопросы вызывают бурную дискуссию о необходимых и правильных способах внедрения технологий. Однако, никто серьезно не изучал проблему долгосрочного использования цифровых технологий.

Говоря прямо, цифровые технологии наносят ущерб окружающей среде.

Во-первых, необходимо развеять любые домыслы о том, что более широкое использование цифровых технологий в школах каким-то образом является экологически выгодным. Конечно, существуют очевидные преимущества для окружающей среды при сокращении использования бумаги, использовании мессенджеров для участия в дистанционных встречах вместо поездок на традиционные встречи, а также использовании «зеленых технологий», таких как умное освещение и интеллектуальный учет. Можно также утверждать, что онлайн-классы уменьшают выбросы углекислого газа… в основном за счет сокращения выбросов вредных веществ, связанных с поездками студентов, прибывающих на учебу на транспорте.

Все эти технологии имеют определенную полезность, но они ни в коей мере не компенсируют чрезвычайно вредные циклы различных процессов, которые проходит цифровой продукт. Вместо этого, сквозные экологические последствия использования любой формы цифровых технологий снижают надежды на то, что онлайн-образование однажды станет экологически чистым. Таким образом, каждое использование цифровых технологий способствует деградации нашей планеты таким образом, что необходимо срочно решить многие проблемы, которые включают в себя следующие моменты:

  • Базовые компоненты цифровых устройств — то, что Тоби Миллер называет «грязным, материальным происхождением» цифровых технологий. За элегантными хромированными и стеклянными корпусами цифровых устройств скрываются множество различных металлов и редкоземельных элементов. От литиевых батарей до медных кабелей: цифровое образование по своей сути означает значительное потребление не возобновляемых ресурсов. В краткосрочной перспективе эта ситуация вызывает значительное загрязнение окружающей среды. В долгосрочной перспективе это предполагает быстрое истощение дефицитных минералов, например, меди, месторождения которой уже практически наполовину выработаны. Мы просто не сможем продолжать воспроизводить цифровые технологии в том виде, как это делается сейчас.
  • Экологически разрушительное производство цифровых устройств. Независимо от среды фактического использования устройства, от 70 до 80% энергии, которая используется в период «жизни» устройства, потребляется во время его первоначального производства. Производство любого цифрового устройства требует создания обширной сети поставщиков и технологий для облегчения плавки, обработки и смешивания сырья для получения материалов, которые будут использованы при сборке устройства. Каждый из этих этапов включает накопление вредных отходов, опасных химических веществ и хранение токсичных отходов.
  • Энергозатратные инфраструктуры данных, которые лежат за цифровыми транзакциями. В отличие от абстрактного понятия обработки и хранения данных, происходящих где-то «в облаке», существует менее романтичная реальность существования центров обработки данных и серверных ферм. По оценкам экспертов, центры обработки данных потребляют до 3 процентов от общего объема производимой электроэнергии в мире и составляют около 2 процентов от общего объема выбросов парниковых газов. Эти цифры быстро растут и уже вывели отрасль цифровых данных на уровень, примерно эквивалентный потреблению энергии индустрией авиаперевозок. Это означает, что использование цифровых технологий требует значительного количества энергии. Например, даже одноразовый поиск в Интернете генерирует значительное количество углекислого газа. Как только студент или учитель изучают что-либо онлайн, негативное влияние этого процесса ощущается во всем мире.
  • Стоимость демонтажа и утилизации цифрового оборудования. Как показывает растущая проблема «электронных отходов», микроэлектроника является чрезвычайно сложным и дорогостоящим продуктом для переработки. Утилизация (под которой часто скрывается просто выбрасывание на свалку) устройств, которые, как считается, изжили свою полезность, приводит к повышенному уровню загрязнения и накопления токсичных отходов. В этом смысле постоянная необходимость обновления и модернизации устройств, которые используются в цифровом обучении, является одной из самых разрушительных проблем для экологии.

Не трудно предположить, к чему может привести  чрезмерное потребление и использование технологий в онлайн-образовании. В ближайшем будущем большая часть нынешнего хайпа, который окружает цифровое образование, скорее всего, будет казаться неуместным, если не сказать непристойным. Потребность в «одном устройстве на одного студента», неограниченном хранении данных, потоковом вещании —  будут казаться анахронизмами, подобно тому как в двадцатом веке выработалось непримиримое отношение к курению сигарет и сжиганию ископаемого топлива.

Таким образом, сейчас имеет смысл готовиться к будущему, в котором будет недостаточно природных ресурсов для производства и поддержания использования цифровых технологий (в т.ч. и в образовании) на том уровне, который предполагается. Изложенные экологические проблемы усугубляются глобальными проблемами, такими как эксплуатация человеческого труда, незаконная торговля редкоземельными элементами… «смертельными деньгами», связанными с так называемыми «конфликтными минералами», такими как олово, свинец, вольфрам и золото. Как выразился Ингрид Беррингтон, наряду с ухудшением состояния окружающей среды «в любой новой технологии есть кровь».

Всё это приводит к противоречию: должны ли мы чувствовать себя комфортно в онлайн-образовании? Тем не менее, сегодня цифровое образование усугубляет все эти проблемы. Поэтому каждый, кто имеет отношение к данной индустрии, должен спросить себя, согласен ли он продолжать участвовать в том, что приносит катастрофический ущерб планете и является фундаментальной угрозой для условий жизни будущих поколений. Если нет, то нам срочно нужно переосмыслить способы использования цифровых технологий, которые действительно необходимы в образовании, и как необходимые цели могут быть достигнуты более «безобидными» способами.

*Нил Селвин, профессор факультета образования Университета Монаш (Австралия). Ранее работал в Институте образования UCL и Кардиффской школе социальных наук (Великобритания). Нил в настоящее время пишет книгу на тему роботов, искусственного интеллекта и автоматизации обучения.

Перевод с npjscilearncommunity.nature.com

Закрыть Меню