Перспективы российского образования

Перспективы российского образования

У России имеются конкурентные преимущества, которые могут позволить ей занять собственную нишу на мировом образовательном рынке. О перспективах российского образования на фоне последствий демографического спада и динамике экспорта образовательных услуг пишет издание «ПРОВЭД» в статье «Экспорт образования: какие у нас перспективы?».

(публикуется в сокращении)

Согласно исследованию международного информационного агентства East-West Digital News, общий объем рынка образовательных услуг в России в 2016 году составлял 1,8 трлн рублей. К 2021 году этот рынок, как ожидается, сможет вырасти до 2 трлн рублей. Рост статистических и стоимостных показателей российского образовательного рынка будет происходить, прежде всего, за счет дальнейшего повышения стоимости обучения, расширения сегмента образовательных онлайн-курсов и, как полагают чиновники из Министерства образования, экспонентного прироста экспорта образовательных услуг.

Разработанная в мае 2017 года государственная приоритетная программа «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» предусматривает увеличение численности контингента иностранных учащихся высших образовательных учреждений РФ с 220 тысяч в 2017 году до 710 тысяч в 2025 году. Количество иностранных слушателей онлайн-курсов (в том числе на русском языке), предлагаемых российскими образовательными организациями, за эти 8 лет должно вырасти с 1 млн до 3,5 млн. За счет федеральных инвестиций в размере около 5 млрд рублей в продвижение российского образования на зарубежных рынках разработчики госпрограммы рассчитывают, что с 2017 по 2025 годы экспорт образовательных услуг из РФ вырастет с 70 млрд рублей до 373 млрд рублей. То есть доля экспорта на российском рынке образовательных услуг может достичь около 20%.

Традиционными лидерами на глобальном рынке образовательных услуг являются развитые страны Запада − США, Великобритания, Франция, Германия, Австралия. Однако в последние годы наблюдается сокращение их рыночной доли. Это связано, в первую очередь, с выходом на образовательный рынок новых стран и активизацией их деятельности по привлечению иностранных студентов.

Россия также смогла расширить свое присутствие в этом сегменте. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2016 году доля России на международном рынке образовательных услуг составляла около 7%. Это 6-е место после США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии. По количеству же иностранных студентов Россия, по данным ЮНЕСКО, занимает 5-е место в мире.

Вопреки обиходным представлениям, невысокие позиции РФ в глобальных университетских рейтингах (например, Shanghai, THE, US News, QS, Leiden) не оказывают определяющего влияния на выбор иностранными студентами России в качестве страны обучения. Основными факторами, влияющими на решение о выборе того или иного национального учебного заведения по соотношению цена/качество являются (в порядке убывания): стоимость образования; качество и уровень образования; стоимость проживания; популярность страны и лишь в последнюю очередь – глобальный рейтинг вуза.

Закрыть Меню