Как образовательные технологии влияют на процесс обучения?

Как образовательные технологии влияют на процесс обучения?

Администраторы и руководители учебных заведений постоянно сталкиваются с вопросом приобретения и использования компьютеров и программных продуктов. Многие утверждают, что научные исследования подтверждают положительное влияние технологий на процесс обучения. Можно ли им верить?

Исследователи из Лаборатории по борьбе с бедностью имени Абдула Латифа Джамиля, сокращенно J-PAL, которая является частью экономического факультета Массачусетского технологического института, изучили академические журналы и базы данных с оценками студентов и обнаружили всего 113 исследований, касающихся использования технологий в школах, которые были научно строго обоснованными.

«Технологии образования — это область, в которой инновации опережают фундаментальные исследования», — говорит Винсент Куан, который руководит учебным подразделением по Северной Америке в J-PAL. «Мы хотели найти все исследования и выявить основные тенденции, чтобы лица принимающие решения могли определить, какие программы образования нужно расширять и в какие инвестировать».

Чтобы соответствовать высоким стандартам J-PAL была проведена фильтрация исследований.  Лаборатория убрала из своего анализа наиболее затратные по времени  и деньгам  исследования (например, продолжительностью более двух лет, ведь к моменту выхода результатов исследования технология может оказаться устаревшей) и другие  квазиэкспериментальные и обсервационные (результаты основаны на опросах учителей) исследования.

По результатам проведенных  работ J-PAL  выпустил рабочий документ от августа 2017 года «Технологии образования: обзор, основанный на фактических данных», опубликованный Национальным бюро экономических исследований с четкими таблицами, из которых можно понять какая технология улучшает обучение, а какая нет. Ниже приводятся основные тезисы из исследования.

  1. Компьютеры и доступ в Интернет сами по себе не стимулирует к обучению

Предоставление высокоскоростного доступа в Интернет или покупка компьютерных устройств не обеспечивают автоматического повышения академических результатов. Исследование показывает, что когда дети больше используют компьютеры, их успехи не растут, но даже иногда уменьшается.

По-прежнему остается открытым вопрос, будут ли студенты, которые активно пользуются технологиями, лучшими работниками в будущем, даже если сейчас они не являются лучшими учениками.

Хотя технологическое оборудование само по себе не делает детей умнее, студентам нужны компьютеры и Интернет, чтобы использовать образовательное программное обеспечение (ПО). И некоторые из этих программ действительно работают.

  1. Некоторые компьютерные программы в области математики являются перспективными

Примерно 29 исследований соответствовали стандартам J-PAL, а 20 из них показали, по крайней мере, некоторое улучшение качества обучения. Те исследования, которые демонстрировали  положительные результаты, изучали, в основном, один и тот же предмет — математику. Самые высокие результаты показали математические программы SimCalc и ASSISTments. Другая популярная программа DreamBox также показала небольшую позитивную динамику. В то же самое время только одна программа, которая обучала чтению, ITSS, показала позитивные результаты, что позволяет предположить, что можно создать хорошее образовательное ПО и вне области математики, но это намного сложнее.

Одним общим фактором программного обеспечения, который срабатывает, является то, что программа каким-то образом «персонифицирует» обучение. Иногда студенты начинают с предварительного теста, поэтому компьютер может определить, какие части предмета они не знают, а затем отправляет каждому ученику правильные уроки или ряд заданий, чтобы помочь заполнить пробелы. В других случаях компьютер обнаруживает пробелы ученика, когда тот  решает задачи и делает ошибки, предоставляя персональную обратную связь. Учителя также получают отчеты, чтобы определить, в чем именно  студент испытывает проблемы.

В документе J-PAL отмечено, что программа ASSISTments помогла семиклассникам в штате Мэйн улучшить свои оценки по  математике. Ученики, при выполнении домашнего задания, использовали ПО всего по 10 минут в день три или четыре раза в неделю. При этом программа не предполагает изменения планов уроков учителями, в отличие от других образовательных ПО, которые  часто навязывают свою собственную учебную программу и требуют от учителей серьезно  корректировать сам процесс обучения.

Бизнес-подход профессора  Политехнического института Вустера в штате Массачусетс  и создателя ASSISTments Нейла Хеффернан необычен в индустрии образовательных технологий. Он финансировал разработку своего программного обеспечения с помощью федеральных фондов и теперь распространяет его бесплатно среди школ. Федеральное правительство через Институт образования и Министерство образования США также финансирует исследования, чтобы выяснить, улучшает ли данное программное обеспечение обучение детей в области математики.

Хеффернан недавно получил гранты, чтобы проверить, могут ли результаты в штате Мэйн быть воспроизведены в Северной Каролине, и могут ли учителя также обучаться онлайн, чтобы использовать систему по всей стране, особенно в городских условиях. «Но результаты этих исследований будут известны не ранее чем через четыре года», говорит Хеффернан.

Чем больше исследуется какая-то одна конкретная программа, тем больше есть вероятность получить неоднозначные результаты исследований. Наиболее изученным программным обеспечением является Cognitive Tutor — полный учебный план обучения математике, который требует от студентов потратить 40 процентов своего обучения на компьютере. Исследователи J-PAL обнаружили девять исследований этой программы. Некоторые из них были положительными. Некоторые не показали никаких преимуществ. Исследование, проведенное в 2017 году в восьми штатах США, в первый год не показало никакой пользы от использования Cognitive Tutor, но отметило хорошие результаты в течение второго года, когда преподаватели сократили количество рекомендованных действий, выполняемых в ходе некомпьютеризированной части урока.

  1. И дешевое может быть эффективным

Недорогие технологические решения, особенно напоминания с помощью текстовых сообщений, показали удивительную эффективность у студентов и родителей. «Не обязательно самые дорогие или сложные технологии меняют ситуацию», — говорит Куан из J-PAL. — Даже текстовые сообщения могут оказать заметное влияние на результаты обучения. Иногда вам не нужны вся эти новомодные и сложные решения».

Одним из примеров такого подхода является исследование в Сан-Франциско, где текстовые сообщения напоминали матерям о необходимости читать книги дошкольникам. Это способствовало повышению уровня детской грамотности. «Мы видим, что смс работают, когда они являются полезным дополнением», — говорит коллега Куана, Эскуета. — Вы не можете изменить отношение людей к обучению, но можете направить их в верном направлении с помощью одних лишь СМС».

Перевод и фото с www.usnews.com

Закрыть Меню